Где-то пару (с лишним) месяцев назад мы
подготовили эту записку. В сущности не ожидая какого-либо эффекта. Его и не
было. Поэтому (дабы труд не пропадал полностью)
публикуем его у здесь.
Итак, анализируя состояние малого и среднего бизнеса, в т.ч. социально
ориентированного, мы пришли к выводу о субъективности ряда проблем его
развития.
В частности невозможность привлечь необходимое финансирование является
следствием не только негибкости действующих инструментов поддержки
предпринимательства, хотя эта проблема существенна сама по себе, но и
внутренних факторов, среди которых следует указать на неумение продать «себя»,
свою бизнес-идею.
Владелец фирмы, особенно если он т. н. «производственник» или изобретатель,
зачастую не может должным образом организовать продвижение своей продукции (услуг),
имеет слабую бухгалтерию (требования к ведению бухгалтерского учета постоянно
увеличиваются) и юридическую службу. Другая причина,
почему некрупному бизнесу сложно привлечь партнеров, а потенциальным партнерам
решиться на покупку доли в чужом бизнесе, - это сложность оценки объема и
стоимости вклада, распределение прибыли/убытков, контроля над доходами,
участие в системе управления бизнесом.
Немаловажной проблемой является отсутствие информации о потребностях предпринимателей,
с одной стороны, и о желании осуществить вложения в действующий бизнес — с
другой.
Существующая поддержка бизнеса, включая государственные инструменты и
банковские продукты, не может решить обозначенные проблемы. Так, по нашему опыту, недоступность банковского
кредитования выражается не только в высокой процентной ставке, но и в
отсутствии у малого бизнеса должных залоговых активов, недостаточности оборотов
предприятия и отсутствия стабильной бухгалтерской прибыли. Схемы привлечения
капитала через эмиссию акций, облигаций и т.п. для малого бизнеса практически
неосуществимы.
Вместе с тем существует достаточно большой пласт т.н.
неинституциональных инвесторов, горизонт вложений которых ограничивается
биржевыми спекуляциями и банковскими продуктами. Разместить небольшие
накопления в реальный сектор, не обладая собственной бизнес-идеей, практически
невозможно. В частности, ситуация в социальной сфере такова, что проекты данной
направленности очень часто реализуются либо в «серой
зоне» законности и на уровне убыточности (например, часто мать, находясь в
декрете, организует мини-садик), либо полностью находятся на
государственном финансировании.
Развитию предпринимательства, в т. ч. социального, наш взгляд, может
способствовать появление открытой площадки (венчурной
биржи) для общения предпринимателей, нуждающихся во внешней помощи для
развития, с потенциальными инвесторами и покупателями, преимущественно в
качестве совладельцев, с целью заключения сделок инвестиционного
(венчурного) характера.
Помимо привлечения инвесторов в бизнес венчурная биржа, в зависимости от ее
организационной модели, могла бы решать сопутствующие задачи: расчет возможной цены бизнеса и его доли, выставленной на продажу; анализ состояния бизнеса (финансовый и бухгалтерский консалтинг); оценка рисков действующего бизнеса и бизнес-проекта; юридическое сопровождение сделки (вопросы распределения прибыли/убытков между
владельцами, участие в управлении);
поиск партнеров из той
же или смежных отраслей для совместного ведения бизнеса.
В итоге «венчурная биржа» для взаимодействия нынешних и потенциальных
владельцев (инвесторов), в определенной степени, может выступить гарантом
добросовестности сторон. Отличие этой площадки от обычного банковского
кредитования заключается в том, что в системе отношений между сторонами нет жесткой
обусловленности о возвратности инвестиций, не требуются залоги и пр., здесь
подразумевается риск инвестора.
На данный момент о подобных проектах ничего не
известно. Существующие в интернете тематические разделы купли-продажи бизнеса
достаточно ограничены по своему функционалу и не решают основной задачи —
поддержки действующего предпринимателя и развитие его бизнеса. Венчурную биржу целесообразно создать при
имеющихся государственных институтах, например, региональном министерстве
экономики, возможно, при участии соответствующих муниципальных структур по
поддержке предпринимательства и профильных комитетов представительной власти.
При данной площадке возможна аккредитация заинтересованных общественных
объединений...
|