Социально-гуманистичесое движение «Берег»
Перейти на главную Карта сайта Обратная связь
Добро пожаловать!
22 Июля 2019 г. 19:40

Уважаемый пользователь, рады приветствовать Вас на нашем сайте, наполняемом:

- Фондом реформирования социальной сферы «Территория»,
- Общественной организацией защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение»,
- Уральским региональным отделением Международного ИнститутаГуманитарно-политических исследований (http://www.igpi.ru/), и
- Ассоциацией региональных медицинских страховщиков (АРМС) "Территория".

Извините, если Вы не можете найти заинтересовавших Вас материалов, либо даты, обозначенные на них, не отвечают действительности, но у нас не получается поддерживать сайт в идеальном состоянии.

Наши партнеры
«Издание «БЕРЕГ»
Наши публикации:

Речь пойдет об уникальном социальном эксперименте, проводимом согласно правилам экономики, ориентированной на удовлетворение интересов потребителя. Способно ли, с одной стороны, современное российское общество пользоваться доступными каждому гражданину, вне зависимости от его социального положения, инструментами влияния на качество государственных социальных услуг, а, с другой, заинтересован ли властный административный аппарат в такой функции? Эксперимент проводится ООО Медицинского страхования «Мегус-АМТ» в рамках обязательного медицинского страхования.

Гос. дума приняла во втором чтении  закон о обязательном медицинском страховании. За него проголосовали 370 депутатов.

"Долой глобализацию!" ( Поддерживая крупные банки, власть душит малый бизнес.) 41 (661) от 10 ноября 2008. адрес www.dkvartal.ru/ magazines/ dk-ekb/ 2008/ n41/tribuna dolojj globalizaciju.

Когда соединяют слова «медицина» и «коррупция», подразумевают обычно прегрешения в бюджетной сфере вроде нечестных конкурсов на поставку лекарств или оборудования. Но такое понимание сводит глобальную проблему к «отдельным недостаткам»...

есть и более полный вариант этого текста: «Медицина и коррупция (причем мы и Комитет 101?)»

статья Вячеслава Игрунова, директора МИГПИ.», Читать подробнее...
 

Движение «БЕРЕГ»
Социально-гуманистичесое движение «Берег»
 
Закон о медицинском страховании граждан РФ (с изменениями от движения БЕРЕГ)
   25.03.2000 г.

редакция с изменениями и дополнениями от 02.09.01.
ЗАКОН О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 июня 1991 года N 1499-1


(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ)

С изменениями и дополнениями, предложенными от общественного движения "Социально-гуманистическое движение "Берег", подготовленными при поддержке специалистов страховой медицинской компании "Мегус-АМТ", консультативной фирмы "Остров-Восток 2" под общим руководством Стародубцева М.А.

Изменения и дополнения отмечены на тексте настоящего Закона словами
+ Дополнение СГД, редакция СГД, примечание СГД".

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.

Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

(часть четвертая в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

+ Дополнение СГД: - "Обязательное медицинское страхование - система государственных гарантий в области предоставления гражданам медицинской помощи, финансируемой за счет обязательных страховых взносов и платежей юридических лиц и граждан, в порядке и размерах, установленных законодательством РФ. ОМС является одним из видов обязательного социального страхования, определяемого как "система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию и (или) минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие необходимости получения медицинской помощи и наступления иных социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Статья 2. Субъекты медицинского страхования

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

+ Дополнение СГД: - "Мы считаем, что вышеприведенный перечень оправданно дополнить формулировками: гражданин - застрахованные граждане (потребители медицинских услуг); страховая медицинская организация - страховщики (покупатели медицинских услуг); медицинское учреждение - производители (продавцы) медицинских услуг".
+ Редакция СГД: Здесь необходима преамбула, т.к. без нее последующий тест на практике позволяет двоякое толкование прав граждан в системе ОМС:
Реализуя безусловные права граждан Российской Федерации на свободный выбор страховой медицинской организации и согласно полученному полису ОМС" (и далее - по тексту Закона)

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий <*> (далее предприятия).
(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

<*> Под лицами свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или/и предприятия, представляющие интересы граждан.

+ Дополнение СГД (примечание СГД): - "В действующих нормативных документах нет достаточно четкого определения неработающих граждан, страхователем которого является орган исполнительной власти. "Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды ОМС" ( Пост. ВС РСФСР от 24.02.1993 № 4543-1) в п. 3 относит к неработающему населению детей (без указания возраста), учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных. Определение неработающего населения в "Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей):", утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1018 от 11. 10.93, п. 2 (последний абзац) к перечисленным категориям граждан добавлено: "и других категорий". Т.е. не указаны граждане, находящиеся на иждивении (по разным причинам), в т.ч. супругов (сожителей) - например т.н. "домохозяйки". Не вполне ясен вопрос и с работающими пенсионерами. Поэтому представляется целесообразным при определении страхователя в системе ОМС руководствоваться тем, что страхователем должна быть структура, обеспечивающая данному гражданину доход. Для лиц, находящихся на иждивении (включая учащихся, в т.ч. и платных учебных заведений, неработающих супругов и т.п.), страхователями являются граждане, на чьем иждивении они находятся. Необходимо установить и участие каждого дееспособного гражданина в уплате страхового взноса (платежа) в системе МС; Пока такая система применима лишь при ДМС. Как вариант: "Размер страхового взноса (платежа) определяется в процентах от получаемого гражданином дохода, при этом общая сумма взноса делится между юридическим (физическим) лицом, обеспечивающим доход гражданину, и самим гражданином."

Необходимо определить участие граждан в уплате страховых взносов, размер со-платежа, порядок его уплаты, возможность освобождения от соплатежа социально уязвимых категорий граждан."

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно - профилактические учреждения, научно - исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Раздел 2. СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 4. Договор медицинского страхования

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

+ Дополнение СГД (примечание СГД): "При обязательном медицинском страховании договор между страхователем и страховщиком имеет формальное значение. Т.к. перечисление взносов по обязательному медицинскому страхованию является безусловной обязанностью страховщика. Выбор же страховой медицинской организации осуществляется гражданином (лицом его представляющим), что является конституционным правом каждого и прописано в ст.6 данного Закона. Поэтому основным документом, определяющим положение гражданина в системе ОМС является полис ОМС. Финансирование же страховых медицинских организаций производится на основании "Договора о финансировании деятельности по организации обязательного медицинского страхования".

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

Договор медицинского страхования должен содержать:

    * наименование сторон;

    * сроки действия договора;

    * численность застрахованных;

    * размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;

    * перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;

    * права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.

В случае утраты страхователем в период действия договора обязательного медицинского страхования прав юридического лица вследствие реорганизации или ликвидации предприятия, права и обязанности по указанному договору переходят к его правопреемнику.

В период действия договора добровольного медицинского страхования при признании судом страхователя недееспособным либо ограниченным в дееспособности его права и обязанности переходят к опекуну или попечителю, действующему в интересах застрахованного.

+ Дополнение-примечание СГД: - "Договор о финансировании деятельности по организации обязательного медицинского страхования. Данный вариант предлагается при сохранении ТФОМСов как клирингового учреждения (аккумуляторов денежных средств) в системе ОМС. Этот договор является соглашением между ТФОМС и страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление ОМС. Согласно этому договору ТФОМС обязуется финансировать деятельность страховщика по осуществлению ОМС на основании подушевого норматива и в соответствии с количеством застрахованных граждан. Страховщик по данному договору обязуется организовывать оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать работу производителя медицинских услуг по оказанию медицинской помощи в рамках программы ОМС. Основанием для открытия финансирования страховщика фондом является список (реестр) застрахованных. Требования к составлению реестра и его ведению утверждаются Федеральным фондом ОМС. ТФОМС не имеет права отказать страховщику в заключении договора об организации ОМС при наличии у последнего лицензии на проведение ОМС и договоров о предоставлении медицинской помощи с производителями медицинских услуг, расположенными на территории данного субъекта РФ. Типовая форма договора об организации ОМС утверждается Федеральным фондом ОМС и Росстрахнадзором".

Статья 5. Страховой медицинский полис

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования

+ Дополнение-примечание СГД: - "Основные права застрахованных граждан в системе медицинского страхования - это право на выбор страховщика и право на выбор исполнителя медицинских услуг. Но необходимо прописать не только эти права, но и правила их реализации. В действующем Законе ничего не говорится об обязанностях застрахованных граждан. Т.е. фактически не проработана часть, организующая личную социальную ответственность граждан, обозначенную во вступительной части Закона: "...усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях...". Такой раздел необходим, он должен обязывать застрахованных граждан выполнять правила ОМС, особенно в части рекомендаций медицинских работников, ответственного отношения к собственному здоровью."

Граждане Российской Федерации имеют право на:

    * обязательное и добровольное медицинское страхование;
      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
      (см. текст в предыдущей редакции)
    * выбор медицинской страховой организации;
      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
      (см. текст в предыдущей редакции)
    * выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
      (см. текст в предыдущей редакции)
    * получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
      (см. текст в предыдущей редакции)
    * получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
    * предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
      КонсультантПлюс: примечание.
      По вопросу, касающемуся возмещения вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, см. Методические рекомендации, доведенные письмом ФФОМС от 05.05.1998 N 1993/36.1-и.

      + Дополнение СГД: - "застрахованные граждане имеют право контролировать взаимоотношения своих страхователей и страховщиков по реализации договоров медицинского страхования".
    * возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 7. Права и обязанности лиц, не имеющих гражданства, в системе медицинского страхования (б/и)

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации(б/и)

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации.

(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
(в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)
(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся медицинского страхования иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, см. письмо ФФОМС от 05.10.2000 N 4647/30-3и.

Статья 9. Права и обязанности страхователя

Страхователь имеет право на:

    * участие во всех видах медицинского страхования;
    * свободный выбор страховой организации;
      +Дополнение СГД: т.к. данный пункт не имеет фактического значения (является не более чем сопроводительным дополнением к п. Ст.6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования «выбор медицинской страховой организации»; (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1), а формальное исполнение данного пункта (практически отсутствующее на практике), ведет к необходимости постоянного обновления договорных отношений (включая полис ОМС) при смене места работы, места жительства каждого застрахованного для формального страхователя, - то целесообразно было бы полное исключение данного пункта из новой редакции Закона.

      +Дополнение СГД: - "при осуществлении добровольного медицинского страхования или при обязательном медицинском страховании, если страхователем является гражданин в отношении себя лично, в отношении опекаемого им лица". В ином случае, при ОМС, Страхователем могут нарушаться права граждан на свободный выбор страховой организации (ст.6 настоящего Закона)";
    * осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;

      + Дополнение СГД: - "По сравнению с действующим законодательством, следует расширить права страхователей в отношении их участия в контроле качества медицинской помощи, деятельности страховщиков, рационального расходования средств ОМС."
    * возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

      + Дополнение СГД: - "необходимо отдельно прописать систему (процедуру) и причины возвратности части страховых взносов: наследование, досрочное расторжение договора и т.п."

      Предприятие - страхователь, кроме прав, перечисленных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

      абзац исключен. - Закон РФ от 02.04.93 N 4741-1;
      (см. текст в предыдущей редакции)
          o привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

            + Дополнение СГД (Данный вариант предлагается при сохранении ТФОМСов как аккумуляторов денежных средств в системе ОМС): - "В системе ОМС страхователи могут участвовать в работе Правления фондов ОМС".

      Страхователь обязан:
          o заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

            + Дополнение СГД: - "К обязанностям страхователей дееспособных физических лиц необходимо добавить обязанность (возможность) заключения договоров со страховщиками, самостоятельно выбранными гражданами (застрахованными)".
            - Аналогично вышеозначенному - данный пункт не имеет фактического значения (является не более чем сопроводительным дополнением к п. Статья 6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования «выбор медицинской страховой организации»; (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1), а формальное исполнение данного пункта (практически отсутствующее на практике), ведет к необходимости постоянного обновления договорных отношений (включая полис ОМС) при смене места работы, места жительства каждого застрахованного для формального страхователя, - потому также целесообразно было бы исключение и данного пункта из новой редакции Закона.
          o вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;
          o в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;
          o предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.

      Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      -    средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      -    средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

      -    личные средства граждан;

      -    безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

      -    доходы от ценных бумаг;

      -    кредиты банков и других кредиторов;

      -    иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

      (часть вторая в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      Статья 11. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения. (часть первая в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Часть вторая исключена. - Закон РФ от 02.04.93 N 4741-1.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      -    финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местной администрацией;

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      -    обеспечения профессиональной подготовки кадров;

      -    финансирования научных исследований;

      -    развития материально - технической базы учреждений здравоохранения;

      -    субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

      -    оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

      -    финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

      -    оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

      Средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      Статья 12. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД: - "В настоящее время главной проблемой является несоответствие реальных финансовых средств системы ОМС и выполнение гарантий оказания медицинской помощи в соответствии с программами ОМС".

      

      Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

      

      + Дополнение СГД: - "В рамках развития системы социального страхования стоит предусмотреть возможность использования:

      -       собственных взносов граждан;

      -       часть страхового взноса, вносимая застрахованными гражданами. Названные плательщики страховых взносов (страхователи) уплачивают взнос в соответствии с утверждаемым Правительством РФ "Порядком уплаты страховых взносов(платежей) на обязательное медицинское страхование граждан".

      

      Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

      Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

      Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

      

      + Дополнение СГД (примечание СГД): - "Хотя статья 12 Закона и ограничивает задачи ТФОМС, зачастую последовавшие за этим местные подзаконные акты и, в особенности, документы самого ТФОМС, совершенно произвольно трактуют и расширяют его функции и права, практически не затрагивая при этом обязанностей. В результате ТФ (его филиалы, пытающиеся иногда проводить свою собственную политику) начинает по существу присваивать себе все новые функции, либо утраченные (брошенные) органами управления здравоохранением, либо отнесенные Законом к ведению СМО. В первоначальной редакции Закона от 28.07.91 г. понятие о Территориальном фонде ОМС (ТФОМС) вообще отсутствовало. Согласно статье 12, фонды медицинского страхования должны были формироваться в страховых медицинских организациях за счет средств, получаемых от страховых взносов". Поэтому возможны два варианта:

      1.            Т.к. и ТФОМС и органы управления ЗО являются государственными структурами, их разделение не оправдано ни экономически, ни по существу. Все функции, которые сейчас решает ТФОМС, может решать структура управления ЗО на месте и СМО. И к прежней редакции З-на, в принципе, целесообразно вернуться".

      2.            Или, если рассматривать Фонды ОМС как клиринговые учреждения осуществляющие: - систему взаиморасчетов между субъектами ОМС, - депонирование средств ОМС на лицевых счетах СМО в Фонде; то правовое положение о Фондах ОМС необходимо конкретизировать, т.е.: " Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как: структурные подразделения (некоммерческие финансово - кредитные учреждения) единого фонда медико-социального страхования.

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Территориальные фонды обязательного медицинского страхования: "являются структурными подразделениями Федерального фонда обязательного медицинского страхования"

      Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

      Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

      

      Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

      

      + Дополнение СГД: - "Сбор страховых взносов (платежей), уплачиваемых всеми категориями страхователей осуществляется ГНС".

      

      Статья 13. Налогообложение средств, направляемых на здравоохранение

      

      Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, исключаются из сумм, облагаемых налогами.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Юридическим лицам, направляющим средства из прибыли на добровольное медицинское страхование работников предприятия, а также членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия, предоставляются налоговые льготы в размере до 10 процентов от суммы, направленной из прибыли на эти цели.

      

      + Дополнение СГД: - "Страховые взносы в полном объеме включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) производимых данным предприятием (организацией, учреждением). Страховые взносы, вносимые физическими лицами, исключаются из налогооблагаемой базы при определении подоходного налога с физических лиц. В системе ДМС средства, направляемые работодателями на уплату страховых платежей (взносов) по добровольному медицинскому страхованию работников и (или) членов их семей полностью или частично относятся на себестоимость работ (услуг). При исчислении дохода граждан, подлежащего обложению подоходным налогом, не учитываются суммы страховых платежей (взносов) по добровольному медицинскому страхованию"

      

      Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. (часть третья введена Законом РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      

      

      Раздел 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

      

      Статья 14. Страховая медицинская организация

      Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1
      (см. текст в предыдущей редакции)

      + Редакция СГД: "Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации и обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.

      Организационно-правовой формой лиц, осуществляющих обязательное медицинское страхование, может быть только акционерное общество, в котором одному акционеру не может принадлежать более 5% акций данного общества. Акционеры организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, которые могут быть признаны аффилированными между собой, не могут в совокупности распоряжаться более 10% акций данного общества.

      + Примечание СГД: " Организационно-правовая СМК форма должна соответствовать социальной значимости своей деятельности, т.е. риск имущественных интересов собственников СМК для активов СМК должен быть минимизирован.

      Страховая медицинская компания, как финансовый институт общественного (ритейлового) характера, т.е. работающий с финансовыми источниками розничного происхождения (средства населения, мелких и средних предприятий), должен быть независимым с одной стороны, а с другой - встроенным в общественную структуру своей деятельности. Способом, обеспечивающим широкое представительство общественных интересов является распыление акционерного капитала среди множества собственников, не способных влиять (к единоличной выгоде) на принятие решений. Поэтому предпочтительна организационная форма в виде акционерного общества, желательно открытого, с максимально размытым составом акционеров.

      Роль страховых компаний, в особенности занимающихся личным страхованием, - роль социального стабилизатора.

      Заинтересованность "чужаков" в социальных, здравоохраненческих проблемах сомнительна. Поэтому важен разумный государственный протекционизм для отечественных, включая региональные, финансовых институтов.

      + Дополнение СГД: - " Деятельность по ОМС должна носить некоммерческий характер, т.е. все (!) полученные средства должны расходоваться на медицинские услуги, и объем этих услуг (т.е. медицинские программы) финансово совпадая с объемом финансирования, должен быть жестко социально определен.

      + Примечание СГД: ДМС, же имея коммерчески стимулирующую, "рыночную" направленность, подвержено риску убыточного расходования средств (т.е. коммерческий риск). Следовательно, при совмещении в рамках одной СМО деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, существует возможность использования средств ОМС на покрытие затрат ДМС. Поэтому: "юридические лица, осуществляющие ОМС и ДМС, должны быть законодательно разведены. При их возможной (но ограниченной) аффилированности". Т.о. формулировка о том, что "обязательное медицинское страхование является исключительным видом деятельности" должна действовать безоговорочно.

      

      Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.

      Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

      Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения имеют право владеть акциями страховых медицинских организаций. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям, не должна превышать 10 процентов общего пакета акций страховой медицинской организации.

      

      Статья 15. Права и обязанности страховой медицинской организации

      

      + Дополнение СГД: - "Важнейшим условием осуществления вневедомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение независимости, как экспертов, осуществляющих непосредственную экспертизу, так и органов, принимающих окончательное решение по результатам экспертизы.

      + Примечание СГД: Особая роль страховщиков в обеспечении прав застрахованных через осуществление контроля качества медицинской помощи, является принципиальным отличием медицинского страхования от других видов страхования, поскольку именно предоставление медицинской помощи является основной формой страхового обеспечения при медицинском страховании. Сфера защиты прав застрахованных является полем конкуренции страховщиков.

      

      Страховая медицинская организация имеет право:

      -        свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

      -        участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

      -        устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

      -        принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

      -        предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или и)морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

      

      + Дополнение СГД:

      - "проводить экспертизу объемов и качества медицинской помощи, оказанной застрахованным"

      

      Страховая медицинская организация обязана:

      -        осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; (абзац введен Законом РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      

      + Дополнение СГД: - "Объем денежных средств, передаваемых страховщикам определяется по дифференцированному подушевому нормативу в соответствии с количеством граждан, застрахованных данным страховщиком. Подушевой норматив рассчитывается (Министерством социальной защиты, ТФОМС) по единой методике, утвержденной (Министерством социальной защиты, Федеральным фондом ОМС), согласованной с Министерством финансов, Министерством здравоохранения и Министерством по налогам и сборам. СМО использует полученные средства для оплаты медицинских услуг, оказываемых застрахованным в ней гражданам по программе ОМС, а также на ведение дела по ОМС. А далее возможны два варианта:

      1. СМО самостоятельно образует резервы: - оплаты медицинских услуг - резерв оплаты профилактических мероприятий - запасной резерв. Порядок образования резервов устанавливается Правительством РФ. Контроль за целевым использованием резервов СМО осуществляется органами надзора за страховой деятельностью, а также (ТФОМС?). Порядок инвестирования временно свободных средств СМО определяется Правительством РФ. Доходы от использования временно свободных средств СМО используются исключительно на цели, непосредственно связанные с осуществлением ОМС".

      2. В случае наличия Фонда ОМС, действующего как клиринговое учреждение, осуществляющее систему взаиморасчетов между субъектами ОМС и депонирование средств ОМС на лицевых счетах СМО в Фонде, то и формирование резервов по ОМС (в т.ч. на тех же лицевых счетах СМО) осуществляется ФОМСом. Что вполне оправдано, т.к. средства ОМС, по сути, являются государственными.

      + Примечание СГД: Медицинское страхование относится к т.н. "личному страхованию. Роль страховых компаний, занимающихся личным страхованием - роль социального стабилизатора. Именно поэтому они должны быть обеспечены повышенным государственным вниманием. Поэтому: "Делегирование временно свободных средств может осуществляться в соответствующие государственные ценные бумаги или поручаться сторонним, профессиональным инвестиционным институтам, под строжайшим государственным контролем". На основании утвержденных Минфином рейтингов надежности финансовых инструментов. Что, кстати, на совершенно рыночных основаниях может позволить решить проблему кризиса внутренних инвестиционных ресурсов. В т.ч. и для государства.

      

      -    заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

      -    заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями;

      -    с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;

      -    осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;

      -    контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;

      -    защищать интересы застрахованных.

      

      + Дополнение СГД:

      - "в случае нарушения прав застрахованного по его поручению представлять его интересы в суде;

      - возместить застрахованному ущерб, нанесенный в случае непредоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объемах и на условиях, определенных в программах медицинского страхования, размер которого устанавливается соглашением сторон, либо в судебном порядке".

      

      Страховые медицинские организации для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды.

      Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования.

      

      Статья 16. Выдача лицензий на право заниматься медицинским страхованием

      

      Государственная лицензия на право заниматься медицинским страхованием выдается органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД (примечание СГД):

      - "Деятельность страховых медицинских компаний до сих пор не имеет адекватного надзора. Специфика медицинского страховщика - организация медицинской помощи (через ее контроль и оплату медицинских услуг). Что принципиально отличает медицинское страхование от страхования общепринятого. Это, по-нашему мнению, недопонимает (в силу своей чисто финансовой специфики) надзорный орган страховщиков - Минфин (Росстрахнадзор). Тем самым упускается (как раз там, где нужно!) государственная административная составляющая. Вообще ситуация с ОМС и медицинским страхованием, по сути, близка к ситуации, складывающейся вокруг пенсионной реформы. И там и там необходим, как частичный перенос социальной нагрузки с плеч государства на личную ответственность граждан, так и реальное выполнение чисто социалистического принципа - "каждому по труду". Следствием этого дефекта в организации социальной защиты эффективно работающих граждан - отсутствия независимых, устойчивых страховых компаний, осуществляющих накопительное медицинское страхование (аналогично независимому пенсионному страхованию), является бегство капитала за рубеж. В т.ч. и через покупку полисов западных страховщиков. Поэтому: "в структуре коллективного надзора за медицинским страхованием необходимо предусмотреть роль Минсоцзащиты (а не только здравоохранения - потому, что функция страховщика шире, нежели организация лечебного процесса)."

      

      Статья 17. Страховые взносы на медицинское страхование

      

      + Дополнение СГД: - "Размер страхового взноса в систему ОМС устанавливается на основании стоимости Программы ОМС. Общая сумма страховых взносов должна обеспечивать в полном объеме оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам в объеме и на условиях, оговоренных базовой и территориальными Программами ОМС. Кроме того, сумма страховых взносов должна обеспечивать функционирование системы управления финансовыми ресурсами ОМС".

      

      Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

      Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и утверждается Верховным Советом Российской Федерации. (часть четвертая в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Часть пятая исключена. - Закон РФ от 02.04.93 N 4741-1.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД: - "Размер страхового взноса определяется в процентах от суммы, затрачиваемой страхователем на обеспечение дохода застрахованным:

      -       категории неработающих граждан, на ОМС которых платежи уплачиваются из бюджетов субъектов РФ, определяются постановлением Правительства РФ; утвержденный на федеральном уровне перечень может быть расширен по решению органа исполнительной власти субъекта РФ;

      -       размеры платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан из бюджетов всех уровней устанавливаются таким образом, чтобы в совокупности со страховыми взносами на ОМС обеспечить оплату медицинской помощи, предоставляемой застрахованным в системе ОМС, в соответствии, в объеме и на условиях, определяемых федеральной и территориальными программами ОМС"

      

      Добровольное медицинской страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора.

      Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон.

      От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. (часть седьмая введена Законом РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      

      + Дополнение СГД: "ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДСТРАХОВАНИЕ": Финансовая основа добровольного медицинского страхования.

      Источником финансовых средств системы добровольного медицинского страхования являются страховые взносы страхователей, а также доходы от коммерческой деятельности страховых компаний, осуществляющих ДМС. Размер страхового взноса определяется страховой компанией, осуществляющей ДМС в соответствии с программой страхования. В случаях, когда программа ДМС строится как дополнительная к программам ОМС, часть медицинской помощи, предусмотренная программами ОМС, финансируется за счет средств ОМС".

      

      Статья 18. Налогообложение страховых медицинских организаций

      

      На страховые медицинские организации распространяется действующее на территории Российской Федерации законодательство по налогообложению.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Статья 19. Реорганизация и ликвидация страховых медицинских организаций

      Страховые медицинские организации реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Раздел 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

      Статья 20. Права и обязанности медицинских учреждений

      + Дополнение СГД: - "Данную статью правильнее было бы озаглавить как "Производители медицинских услуг". Следует подчеркнуть необходимость более четкого определение их юридического и экономического статуса в качестве самостоятельно хозяйствующих субъектов".

      Медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

      По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.

      Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.

      Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.

      

      + Дополнение СГД: "Производители медицинских услуг:

      - не имеют права отказать страховщику в заключении договора о предоставлении медицинских услуг, при наличии у последнего заключенных договоров ОМС.

      - обязаны предоставлять страховым медицинским организациям информацию о медицинских услугах, оказанных застрахованным, а также иную информацию, необходимую для проведения экспертизы объемов и качества медицинской помощи, оказанной застрахованным".

      

      Статья 21. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений

      

      Лицензирование - это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.

      Лицензирование проводят лицензионные комиссии, создаваемые при органах государственного управления, городской и районной местной администрации из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).

      Аккредитация медицинских учреждений - определение их соответствия установленным профессиональным стандартам. Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.

      Аккредитацию медицинских учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.

      Аккредитованному медицинскому учреждению Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация выдают сертификат.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      Статья 22. Программы обязательного медицинского страхования

      

      Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД: - "Программа ОМС должна быть основой формирования финансовой базы системы. С другой стороны, реальные финансовые возможности ее наполнения и должны определять содержательную часть Программы.

      Программа обязательного медицинского страхования формируется как на федеральном уровне - базовая Программа ОМС, - так и на уровне субъекта РФ - территориальная программа ОМС. Порядок формирования Программы ОМС. Программа ОМС разрабатывается органом исполнительной власти, отвечающим за организацию здравоохранения, и утверждается высшим органом законодательной власти. Такой порядок формирования относится как к базовой, так и к территориальной программе. Базовая Программа ОМС представляется Государственной Думе РФ совместно с предложениями по размерам страхового взноса (платежа) на ОМС исходя из выполнения бюджета ОМС за предыдущий период (год) и плана доходной части рассматриваемого года. Территориальная программа ОМС представляется в законодательный орган субъекта РФ одновременно с предложениями по региональному бюджету.

      Содержание Программы: виды, объемы и условия оказания медицинской помощи, финансируемой из средств ОМС. Обязательной частью Программы ОМС является оценка ее стоимости, определяемая в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком определения стоимости медицинских услуг. Большое значение приобретает дифференцированный подход к содержанию как базовой, так и территориальных программ ОМС. Дифференцированный подход означает: - четкое определение видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно (оплачивается за счет средств ОМС) при любых условиях; В принципе возможно определение критериев ограничения видов и (или) объемов медицинской помощи, для разных категорий граждан. Дифференцированные Программы ОМС предполагают усиление значения программ ДМС, которые в этом случае становятся дополнением к ОМС.

      Определение стоимости Программы ОМС производится органами исполнительной власти федерального и регионального уровней на базе единой методики определения стоимости медицинских услуг, утвержденной Правительством РФ с учетом дифференцированного принципа формирования Программы. Вопрос о пересмотре Программы ОМС в сторону ее сокращения производится Правительством РФ в случае снижения объемов поступления платежей на ОМС из бюджета".

      

      Статья 23. Договор на предоставление лечебно профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию

      

      Договор на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД: - "Договор о предоставлении медицинской помощи заключается между страховщиком и производителем медицинских услуг в пользу застрахованных граждан. Медицинское учреждение (производитель медицинских услуг) не имеет права отказать страховщику в заключении договора о предоставлении медицинских услуг, при наличии у последнего заключенных договоров ОМС".

      

      Взаимоотношения сторон определяются условиями договора. Договор должен содержать:

      -           наименование сторон;

      -           численность застрахованных;

      -           виды лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг);

      -           стоимость работ и порядок расчетов;

      -           порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств;

      -           ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      Статья 24. Тарифы на услуги в системе медицинского страхования

      

      Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      

      + Дополнение СГД: - "Расчет тарифа производится по единой методике, разработанной и утвержденной с Министерством здравоохранения РФ, и согласованной с Федеральным фондом. Методической основой расчета тарифа на медицинские услуги является система стандартов в сфере оказания медицинских услуг. Стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством РФ".

      Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

      

      Статья 25. Налогообложение медицинских учреждений

      

      Доходы от деятельности медицинских учреждений при выполнении программ обязательного медицинского страхования налогами не облагаются.

      

      + Дополнение СГД: - "Доходы от деятельности производителей медицинских услуг при выполнении программ ОМС и ДМС налогами не облагаются".

      

      

      Раздел 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СТОРОН В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

      Статья 26. Регулирование отношений субъектов медицинского страхования

      Отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Статья 27. Ответственность сторон в системе медицинского страхования

      За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

      (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      + Дополнение СГД: - "Размер санкций, порядок их применения регламентируется распорядительными документами Федерального и территориальных фондов ОМС. При ДМС эти условия регламентируются договором добровольного медицинского страхования".

      Страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.

      Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.

      За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация может по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

      + Дополнение СГД: - "За необоснованный отказ в заключении договора со страховщиком о предоставлении медицинских услуг, при наличии договоров ОМС у страховщика, производитель медицинских услуг по решению суда может быть лишен лицензии на право предоставления медицинских услуг."

      

      Статья 28. Право страховой медицинской организации на возмещение расходов

      Страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причинен страхователем.

 

Пресс-релизы и официальные обращения:
Защита прав застрахованных
Охарактеризовать эту историю можно так: она показательна во всем. От перечня дефектов в диагностике и лечении, приведших к смерти 37-летнего монтажника из-под Нижнего Тагила, до беспомощности обычных граждан в попытке получить справедливую оценку произошедшего.
... Этот результат анонсировался ранее, см. «…теперь нам … в суде … осталось разобраться с тем, почему необходимая медицинская помощь не была оказана Елене по месту жительства».
Оставьте свой отзыв или вопрос в нашей гостевой книге и мы Вам ответим!
 Смотреть гостевую книгу
 
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель
Создание и продвижение сайта © ЕКА-Сайт, 2008