Социально-гуманистичесое движение «Берег»
Перейти на главную Карта сайта Обратная связь
Добро пожаловать!
11 Декабря 2018 г. 18:43

Уважаемый пользователь, рады приветствовать Вас на нашем сайте, наполняемом:

- Фондом реформирования социальной сферы «Территория»,
- Общественной организацией защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение»,
- Уральским региональным отделением Международного ИнститутаГуманитарно-политических исследований (http://www.igpi.ru/), и
- Ассоциацией региональных медицинских страховщиков (АРМС) "Территория".

Извините, если Вы не можете найти заинтересовавших Вас материалов, либо даты, обозначенные на них, не отвечают действительности, но у нас не получается поддерживать сайт в идеальном состоянии.

Наши партнеры
  ООО МС «Мегус-АМТ» (обязательное медицинское страхование)

Максим Стародубцев - исполнительный директор «Мегус-АМТ», представляет Ассоциацию региональных мед.страховщиков «Территория», УрО МИГПИ, Фонд содействия реформированию социальной сферы «Территория», Региональную общественную организацию по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» и еще целый ряд проектов, в общем-то, сочетающихся друг с другом

«Ассоциация региональных медицинских страховщиков «Территория»

ООО «Компания Остров» (правовая помощь в здравоохранении)

«Уральское отделение МИГПИ»


 
«Издание «БЕРЕГ»
Наши публикации:

Речь пойдет об уникальном социальном эксперименте, проводимом согласно правилам экономики, ориентированной на удовлетворение интересов потребителя. Способно ли, с одной стороны, современное российское общество пользоваться доступными каждому гражданину, вне зависимости от его социального положения, инструментами влияния на качество государственных социальных услуг, а, с другой, заинтересован ли властный административный аппарат в такой функции? Эксперимент проводится ООО Медицинского страхования «Мегус-АМТ» в рамках обязательного медицинского страхования.

Гос. дума приняла во втором чтении  закон о обязательном медицинском страховании. За него проголосовали 370 депутатов.

"Долой глобализацию!" ( Поддерживая крупные банки, власть душит малый бизнес.) 41 (661) от 10 ноября 2008. адрес www.dkvartal.ru/ magazines/ dk-ekb/ 2008/ n41/tribuna dolojj globalizaciju.

Когда соединяют слова «медицина» и «коррупция», подразумевают обычно прегрешения в бюджетной сфере вроде нечестных конкурсов на поставку лекарств или оборудования. Но такое понимание сводит глобальную проблему к «отдельным недостаткам»...

есть и более полный вариант этого текста: «Медицина и коррупция (причем мы и Комитет 101?)»

статья Вячеслава Игрунова, директора МИГПИ.», Читать подробнее...
 

Движение «БЕРЕГ»
Социально-гуманистичесое движение «Берег»
 
Немного о новеллах законодательства в здравоохранении.
   15.12.2013 г.

Немного о новеллах законодательства в здравоохранении.

Вкратце:

В кодекс об административных правонарушениях (КОАП) добавлена ответственность медицинской организации (МО) за неинформирование пациентов о возможности бесплатного лечения.

Минздрав готовит клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, которые наравне с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи теперь будут служить критериями оценки качества медицинской помощи.

Да, в тексте будет пояснена логика того, почему медико-экономические стандарты заменяются на стандарты медицинской помощи.

Значимым изменением в Законе об ОМС является упорядочение процедур наложения на медицинскую организацию санкций за выявленные в ходе экспертизы дефекты.

Появился порядок информационного сопровождения страховщиками застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи. Причем немалая нагрузка для реализации этого сопровождения ложится на больницы.

Подробнее:

ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вступил в силу со дня его опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.11.2013, за исключением отдельных его положений. Изменения в правилах работы фармацевтов и в Закон «О психиатрической помощи» широко обсуждаются в профессиональных сообществах на просторах интернета.

Между тем об изменениях, касающихся системы ОМС и прав пациента с бесплатным страховым полисом, говорят мало, что мы пытаемся исправить.

Действующее уже более года право пациента на выбор медицинской организации для обслуживания вызывает немало споров: как в широкой общественности, так и в медицинском сообществе. В частности, мы до сих пор сталкиваемся с необходимостью судебной защиты этого права (см., из последнего, Из зала суда. Еще «пара строк» о подноготной прикрепления пациента к больнице. , http://starodubcev-m-a.livejournal.com/112764.html ). Поэтому в свете перевода поликлиник Свердловской области на новые методы оплаты амбулаторной помощи, в результате которого большая часть дохода клиник будет поступать из системы ОМС не за пролеченных больных, как это было до 2014 года, а за прикрепленное население, у многих пациентов возникает закономерный вопрос: какая поликлиника направит ко мне врача на дом, та, которую я выбрал, или та, где мне предписано лечиться по участковому принципу?

Видимо, именно с этой целью внесена поправка в Закон об охране здоровья.

Теперь министерству здравоохранения необходимо будет разработать «порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу».

Внесена ясность в критерии оценки качества медицинской помощи, необходимые для проведения экспертизы качества медицинской помощи и при разборе спорных случаев в суде. Так, мы, равно как и представители врачебного сообщества, не раз указывали на несовершенство региональных медико-экономических стандартов (МЭС), на которых вынуждены основываться эксперты в своей работе, и многие МЭС приняты еще в 1995 году. При этом новые федеральные стандарты, в большинстве своем, в том виде, в котором они утверждены, не могут служить базой для проведения экспертизы качества оказания помощи.

Теперь, в соответствии с новой редакцией статьи 64 Закона об охране здоровья (Экспертиза качества медицинской помощи) критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний не только «на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», но «и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи». Последнее, думаю, должно быть особенно интересно медицинским работникам, много лет критиковавшим МЭСы за их несовершенство и за то, что они их «связывают по рукам». 

С этой же целью в перечне передаваемых в системе ОМС сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, медико-экономические стандарты заменены на стандарты медицинской помощи.

На вопросе ухода от региональных стандартов стОит остановиться отдельно. Проблема здесь, на наш взгляд, состоит не только в их технологическом устаревании (многие медицинские технологии не учитывались в силу давности принятия МЭС), изменились также экономические подходы к их применению, хотя абсолютно все МЭСы с момента их внедрения неоднократно проиндексированы по стоимости. А в последние годы, с приходом «модернизационных» денег, тарифы МЭСов по отдельным специальностям взлетели в полтора и более раза. Например, в травматологии. Взять хотя бы лечение переломов трубчатых костей. Один и тот же МЭС охватывает несколько технологий лечения перелома, значительно различающихся по затратам: с использованием спиц, остеосинтез с применением дорогостоящих фиксирующих механизмов и пластин, наконец, консервативное лечение, т. е. наложение гипса. Стоимость такого МЭСа является усредненной, поскольку в зависимости от показаний используется разная технология, но врачи продолжают пугать пациентов: «наложим гипс на 2 месяца или ищите деньги на железки, они в стоимость тарифа не заложены».

Здесь мы видим выход в изменении условий оплаты: раз не работают такие медико-экономические стандарты, по ним нельзя работать. Пусть лечение строится на основе уже стандартов медицинской помощи, порядков и клинических рекомендаций, а оплата должна производиться в прямой зависимости от примененной технологии. Кстати, заявленный Территориальным фондом ОМС Свердловской области переход на оплату стационарной помощи по новому методу — за случаи по заболеваниям, включенным в клинико-статистические группу, - здравая попытка ухода от МЭСов и связанных с ними проблем меркантильного толка.

Но вернемся к обзору законотворчества. Главной, на наш взгляд, новацией стало установление ответственности медицинских организаций (вне зависимости от их формы собственности и вовлеченности в систему оказания бесплатных услуг!) за утаивание от пациента информации о возможности получить медицинские услуги бесплатно.

Право на получение информации об услугах в рамках территориальной программы госгарантий у пациентов имеется уже давно, но работает оно плохо.

Чаще всего в договорах на оказание платных услуг о нем сказано мелким шрифтом, при этом если внимательный пациент об этом и заикнется, то ему тут же пояснят: «мы бесплатно не делаем, ищите сами, где сделать по полису ОМС» или «бесплатно по записи через заведующую, но талоны кончились, и ждать будете долго».

Поэтому приводим новые статьи, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

«Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

1. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (М.А.: это отличие от п.1), обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Таким образом любая, в том числе частная (!), медицинская организация, даже не участвующая в реализации программы государственных гарантий, должна информировать пациента о возможности получить услугу бесплатно в своих стенах или в другом месте — неважно, главное, предоставить информацию обязана. А организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий, независимо от формы собственности, обязаны растолковать порядок и условия получения бесплатной помощи. Теперь все зависит от самих пациентов: насколько они серьезно будут относиться к своему «старому» праву, подкрепленному «новой» ответственностью, задавать вопросы и внимательно читать договор.

Помимо ответственности больниц добавилась и ответственность Территориального фонда ОМС за невыполнение требований законодательства о размещении в сети Интернет утвержденной территориальной программы ОМС и тарифов на оплату медицинской помощи, сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

В виде исключения на 2014 год в Законе об ОМС срок подачи таких уведомлений больницами продлен «до 20 декабря 2013 года включительно» (М.А.: на наш взгляд, это о очевидный «реверанс» законодателя перед больницами, не смотря на риски дезорганизации системы планирования медицинской помощи). Дело в том, что по общим правилам страховые организации и клиники, желающие участвовать в системе ОМС на следующий год, обязаны заявиться в территориальные фонды не позднее 1 сентября. Это сделано, чтобы у органов управления здравоохранением было время распределить необходимые населению объемы медицинской помощи по оказывающим эту помощь организациям, а страховщики, в свою очередь, смогли оформить с больницами все необходимые договорные отношения исходя из возможности клиник принять их застрахованных на обслуживание и лечение. Поэтому в случае с уведомления клиникой о желании лечить пациентов по ОМС 20 декабря территориальному фонду перераспределить задание внутри лечебной сети, а страховщикам до нового года сориентироваться с договорами и финансами, - будет практически невозможно. Сделать это корректно – точно не удастся.

Значимым изменением в Законе об ОМС, на наш взгляд, является желание законодателя, наконец, упорядочить процедуру наложения на медицинскую организацию санкций за выявленные в ходе экспертизы дефекты. В ближайшее время, судя по поправкам к части 2 статьи 41 Закона об ОМС (Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), должна появиться методика исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов. Вместе с поправкой к статье 64 Закона об охране здоровья, касающейся уточнений в критерии оценки качества при проведении экспертизы, о которой сказано выше, внесение ясности в вопрос применения санкций, на наш взгляд, позволит сделать процедуру и результаты контроля более прозрачными для всех участников системы ОМС

Расширены обязанности страховых медицинских организаций:

"Страховые медицинские организации в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи.";

Данная поправка сделана в развитие ранее внесенных изменений в Правила ОМС. Новая глава Правил целиком посвящена информационному сопровождению застрахованных.

Но сразу оговорюсь: серьезнейшие задачи, поставленные перед медицинскими страховщиками первоначально должны выполняться больницами (медицинскими организациями). Боюсь, что они к этому, мягко говоря, не очень готовы. Итак:

«XV. Порядок информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи страховыми медицинскими организациями»:

199. Страховая медицинская организация осуществляет получение и обобщение информации, представляемой ежедневно не позднее 09.00 часов местного времени медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях:

- о выполнении объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы по случаям госпитализации в разрезе профилей медицинской помощи, оказание которой предусмотрено лицензией медицинской организации, лицам, застрахованным в данной страховой медицинской организации;

- о числе застрахованных лиц, госпитализированных в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (в том числе по типам медицинских организаций, направивших застрахованное лицо на госпитализацию), выбравших медицинскую организацию и получивших направление на госпитализацию, выбывших из медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и в отношении которых не состоялась запланированная госпитализация.

200. Страховая медицинская организация на основании информации, доступ к которой предоставлен территориальным фондом, переданных медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, с которыми у нее заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обобщает и ведет учет по состоянию на 09.00 часов дня передачи информации по каждой медицинской организации:

- выполненных объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в разрезе профилей (кодов) отделений по всем медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях, с которыми у нее заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- наличия числа свободных мест на госпитализацию в разрезе отделений (кодов) по каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, с которыми у нее заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- числа застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях и получивших направление на оказание в плановой и неотложной форме специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, по каждой медицинской организации, с которыми у нее заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- числа застрахованных лиц, госпитализированных в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (в том числе по типам медицинских организаций, направивших застрахованное лицо на госпитализацию), выбывших из медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также в отношении которых не состоялась запланированная госпитализация, не позднее 1 дня с даты плановой госпитализации.

201. Страховая медицинская организация ежедневно не позднее 10.00 часов местного времени информирует лицо, уполномоченное руководителем медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, на взаимодействие со страховой медицинской организацией по вопросам госпитализации (далее – уполномоченное лицо):

- о наличии объемов медицинской помощи и числа свободных мест для госпитализации в плановой и экстренной форме в разрезе отделений (кодов) по каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, с которыми у нее заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- о госпитализированных застрахованных лицах в плановой и экстренной форме.

202. … при выдаче направления на плановую госпитализацию лечащий врач обязан информировать застрахованное лицо или его законного представителя о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание специализированной медицинской помощи с учетом сроков ожидания указанного вида медицинской помощи, установленных территориальной программой.

Для информирования застрахованного лица или его законного представителя лечащий врач обращается к уполномоченному лицу.

203. На основании информации, указанной в пункте 203 настоящих Правил, застрахованное лицо или его законный представитель осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

204. Страховая медицинская организация ежедневно не позднее 10.00 часов местного времени на основании сведений медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, поступающей ежедневно не позднее 09.00 часов местного времени дня о застрахованных лицах в данной страховой медицинской организации, получивших направление для оказания в плановой форме специализированной медицинской помощи в стационарных условиях с указанием, в том числе сроков госпитализации, по состоянию на 20.00 часов предшествующего дня, информирует медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях.

205. Страховая медицинская организация передает данную информацию в территориальный фонд и медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, не позднее 1 дня с даты получения информации от медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях.

206. Страховая медицинская организация в случае отказа застрахованного лица или его законного представителя от госпитализации на основе информации, поступающей от медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях при регистрации отказа в медицинской карте амбулаторного больного и анализа причин неявки застрахованного лица на плановую госпитализацию, при необходимости, обеспечивает организацию госпитализации застрахованного лица с учетом его выбора медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь.

207. Страховая медицинская организация ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, и до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет отчет об информационном сопровождении застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

208. Обмен информацией между медицинскими организациями, страховой медицинской организацией и территориальным фондом осуществляется в электронной форме с соблюдением требований по защите конфиденциальной информации. 

209. Страховая медицинская организация обеспечивает мониторинг сопровождения застрахованных лиц, получивших направление на госпитализацию, а также контроль за своевременностью госпитализации.».

Подготовлено: УрО МИГПИ, общественной организация защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение», Фондом реформирования социальной сферы «Территория».

 

Пресс-релизы и официальные обращения:
Защита прав застрахованных
Охарактеризовать эту историю можно так: она показательна во всем. От перечня дефектов в диагностике и лечении, приведших к смерти 37-летнего монтажника из-под Нижнего Тагила, до беспомощности обычных граждан в попытке получить справедливую оценку произошедшего.
... Этот результат анонсировался ранее, см. «…теперь нам … в суде … осталось разобраться с тем, почему необходимая медицинская помощь не была оказана Елене по месту жительства».
Оставьте свой отзыв или вопрос в нашей гостевой книге и мы Вам ответим!
 Смотреть гостевую книгу
 
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель
Создание и продвижение сайта © ЕКА-Сайт, 2008