Социально-гуманистичесое движение «Берег»
Перейти на главную Карта сайта Обратная связь
Добро пожаловать!
21 Ноября 2019 г. 13:15

Уважаемый пользователь, рады приветствовать Вас на нашем сайте, наполняемом:

- Фондом реформирования социальной сферы «Территория»,
- Общественной организацией защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение»,
- Уральским региональным отделением Международного ИнститутаГуманитарно-политических исследований (http://www.igpi.ru/), и
- Ассоциацией региональных медицинских страховщиков (АРМС) "Территория".

Извините, если Вы не можете найти заинтересовавших Вас материалов, либо даты, обозначенные на них, не отвечают действительности, но у нас не получается поддерживать сайт в идеальном состоянии.

Наши партнеры
«Издание «БЕРЕГ»
Наши публикации:

Речь пойдет об уникальном социальном эксперименте, проводимом согласно правилам экономики, ориентированной на удовлетворение интересов потребителя. Способно ли, с одной стороны, современное российское общество пользоваться доступными каждому гражданину, вне зависимости от его социального положения, инструментами влияния на качество государственных социальных услуг, а, с другой, заинтересован ли властный административный аппарат в такой функции? Эксперимент проводится ООО Медицинского страхования «Мегус-АМТ» в рамках обязательного медицинского страхования.

Гос. дума приняла во втором чтении  закон о обязательном медицинском страховании. За него проголосовали 370 депутатов.

"Долой глобализацию!" ( Поддерживая крупные банки, власть душит малый бизнес.) 41 (661) от 10 ноября 2008. адрес www.dkvartal.ru/ magazines/ dk-ekb/ 2008/ n41/tribuna dolojj globalizaciju.

Когда соединяют слова «медицина» и «коррупция», подразумевают обычно прегрешения в бюджетной сфере вроде нечестных конкурсов на поставку лекарств или оборудования. Но такое понимание сводит глобальную проблему к «отдельным недостаткам»...

есть и более полный вариант этого текста: «Медицина и коррупция (причем мы и Комитет 101?)»

статья Вячеслава Игрунова, директора МИГПИ.», Читать подробнее...
 

Движение «БЕРЕГ»
Социально-гуманистичесое движение «Берег»
 
Развитие медицинского страхования и система финансирования здравоохранения в Свердловской области
   18.07.2002 г.

Развитие медицинского страхования и система финансирования здравоохранения в Свердловской области

(рабочие материалы)

г.Екатеринбург 03 июля 2002 г.

Основой наших предложений являются:

- БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2002 ГОД";

- "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ", раздел СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ;

- программа социально-экономического развития РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004годы), раздел 2 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА", п. 2.6. "Реформирование здравоохранения");

- материалы публичных выступлений Президента РФ Путина В.В.;

"... Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства" ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2002 ГОДУ", раздел 2;

Примером экономически эффективного и социально ответственного подхода к социальной политике может стать реализация законодательно оформленных принципов обязательного медицинского страхования (ОМС).

"Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств." "4. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ", Третье.

1. Адресность системы медицинской и социальной помощи.

"В текущем году Правительству Российской Федерации предстоит разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот".. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …п."Пятое". раздела 4

Экономически эффективная реализация системы адресности в здравоохранении находит свое выражение в принципе "подушевого финансирования" (в Свердловской области пока нереализуемого) на основании (уже имеющегося) охвата населения персонифицированными полисами медицинского страхования. Т.е. институциональные предпосылки адресности в медико-социальной помощи уже существуют.

Пока же СМО в Свердловской области финансируются "страховым платежом..., составляющим ___% от фактической стоимости медицинских услуг, оказанными медицинскими учреждениями на закрепленной за страховщиком территории" (типовое приложение (протокол) согласования финансирования ОМС). Вышеприведенное положение фактически (и юридически) соответствует "договору поручения", который может быть заключен (и расторгнут) с любым контрагентом в любое время и применение которого является грубым нарушением принципов страхования и действующего законодательства. И если данное положение могло быть оправдано на период становления системы ОМС, то теперь оно является тормозом на пути реформы системы финансирования здравоохранения.

Реализация подушевого принципа финансирования страховых медицинских организаций возможна в следующих вариантах:

1. Передача финансовых средств ОМС страховым медицинским организациям, исходя из количества застрахованных (страхового поля) в полном объеме;

2. ТФОМС выполняет функции клирингового учреждения, т.е. функции, вмененные действующим Законодательством, включая распоряжения временно свободными средствами СМО и осуществление клиринговых расчетов за пролеченных больных согласно распоряжениям СМО. Финансовая деятельность ТФОМСа является его источником дохода. СМО, в свою очередь, депонируют денежные средства на своем лицевом счету в ТФОМСе пропорционально количеству застрахованных. Данное предложение фактически (но с некоторыми расхождениями с действующим законодательством) уже реализуется ТФОМСом Св. области. Что устраняет частичный риск распоряжения средствами ОМС со стороны СМО.

"Переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения создаст предпосылки для ориентации на конечные показатели здоровья населения и на поиск эффективных вариантов использования имеющихся ресурсов." "ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК"

2. Выполнение конституционного и установленного действующим Законом права на личный, свободный выбор, страховой медицинской организации.

Система самостоятельного выбора страховой медицинской организации имеет важное значение для снижения рентоориентированности (иждивенческих настроений) в обществе. Ибо население, граждане (даже по тем или иным причинам не участвующие в производственной деятельности, находящиеся в роли финансово опекаемых) самостоятельно участвуют в организации своей социальной защиты через выбор реализатора своих социальных прав.

Данная система на практике позволит "... ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы .п. "Четвертое.", раздел 4. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ"

Непосредственный организатор использования этих средств (СМО) определяется посредством свободного выбора со стороны самих социально защищаемых лиц. Что соответствует Конституции РФ и духу реального построения гражданского общества. Сейчас же механизмов осмысленной (и ответственной) заинтересованности населения в заботе (и сохранении) собственного здоровья (что вытекает и из правовых отношений гражданин - страховая медицинская организация) - нет.

На принципе "лицевых счетов" можно проводить систему и лекарственных льгот, программы "доступные лекарства". СМО, как организатор медицинского бюджета гражданина, контролер обоснованности его расходования, может, через организованное ведение личных медицинских бюджетов застрахованных граждан, экономически прояснить ситуацию в системе льготного лекарственного обеспечения.

Ответственному участию населения в выборе социального партнера способствует законообусловленный принцип работы страховых организаций - открытая отчетность, как обязательная часть конкурентной борьбы. Тем самым реализуется следующая часть Послания:

"Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности."

3. Развитие независимого инвестиционно-контрольного механизма финансирования и развития здравоохранения.

Страховая система ОМС (конкурентное финансирование медицинских учреждений на основании независимой экпертизы) позволяет системно применять современные индикаторы эффективности использования средств бюджета (бюджета средств обязательного медицинского страхования). При условии, когда государственные органы обеспечивают социальную помощь путем организации размещения контрактов на рынке конкурирующих страховщиков, которые, в свою очередь, размещают контракты на рынке конкурирующих друг с другом медицинских организаций. Это позволяет делать экономическим приоритетом конечный продукт - здоровье. Сейчас же в здравоохранении (как и во всей социальной защите) побеждает принцип ориентации на обращаемость или, в лучшем случае, на формальное соответствие лечения определенному стандартному набору манипуляций. Что создает условия для игнорирования: основного врачебного правила - "лечить не болезнь - а больного" и ответственности за последующее состояние пациента "в целом".

здесь уместно упомянуть часть пресс-конференции В.В.Путина:

ВОПРОС:" Вопрос, - о жилищно-коммунальной реформе. Пока реформа идет в сторону увеличения квартплаты. Когда хорошая идея заработает по-настоящему?

Мы считаем, что в данной ситуации абсолютно обоснована замена аббревиатуры ЖКХ на слово "здравоохранение".

В.ПУТИН: …реформа действительно, Вы правы, развивается очень медленно. …помощь должна быть адресной: не предприятиям ЖКХ(здравоохранения), а населению напрямую. И сегодня миллиарды рублей направляются предприятиям ЖКХ(здравоохранения), которые занимают монопольное положение на рынке. Они слопают еще в два раза больше, только давай: лопатой наваливай, мешками носи им деньги - они все будут также поглощать их, а качество улучшаться не будет. Вот поэтому нужно создавать рыночную среду и датировать население напрямую. "

3. Страховые медицинские организации (СМО).

Нужно потребовать от СМО, как участника реформы здравоохранения, выполнения поставленных им Законом задач. Т.к. нынешние СМО, как по объективным, так и по субъективным причинам, в своей основной массе, довольствуясь малой, но надежной долей от пирога госфинансирования, организованно не защищают свои права, не вступают в конфликты с теми, от кого зависит этот кусок. Что также препятствует выполнению законодательно возложенных на СМО функций: контроля лечебного процесса через его финансирование и защиту прав гражданина (пациента).

4. Недопустимость прямых расчетов между медиком и пациентом.

Врач должен думать о здоровье больного, а не оценивать стоимость своих услуг, т.к. это привносит в лечебный процесс излишние, субъективные факторы. Оправдание платной медицины и сохранение бюджетного финансирования в прежнем виде показывают отсутствие концепции развития здравоохранения. Необходимо бороться с соблазном решения о "легализации" платных медицинских услуг. Прямые расчеты между медиком и пациентом должны быть безусловно исключены...." Платные услуги должны ограничиваться оказанием плановой помощи по состояниям, не носящим угрозы для жизни: стоматология, косметология, иные коррекционные ситуации.

5. Добровольное медицинское страхование.

ДМС - тот инструмент социальной защиты, использование которого всецело во власти гражданина или лиц, осуществляющих за ним опеку, представляющих его интересы. А так, как перевод части отношений по организации социальной защиты, осуществленной по самостоятельному выбору гражданина, снимает бюджетную нагрузку с Государства - то цепочка этих отношений должна льготироваться. Здесь ориентир должен быть сделан на ту патологию, развитие которой можно осознанно предвидеть. И излечение от которой сам человек, в принципе, мог профинансировать.

6. Усиление государственного контроля в системе медицинского страхования:

6.1. Единый государственный норматив оказания медицинской помощи (а не денежных средств) при ОМС является экономически оправданным способом устранения социального неравенства в части реального гарантирования определенного объема медицинской помощи. Тогда социальная и государственная ответственность соответствующих структур (в данном случае - министерства здравоохранения) должна выражаться в том, что

"необходимо усилить ответственность государственных заказчиков федеральных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их Осуществления. Федеральные целевые программы должны базироваться на четко определенных критериях, ясных индикаторах, увязанных с их ресурсным обеспечением. Контроль за выполнением программ должен обеспечиваться государственным заказчиком." ( ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ)

В данном случае - это содержание, ресурсное обеспечение и тарифная составляющая уже существующих (но недостаточно реалистичных) территориальных программ обязательного медицинского страхования (ТП ОМС)

6.2. Нужно определиться с системой тарифов. Которые пока выполняют скорее номинальную функцию. Государственный орган, регулирующий систему тарифов должен стать центром организации медицины. Только обоснованные тарифы, обеспечивающие рентабельность ЛПУ (что указано в Законе), могут внести справедливость и здравый смысл в отношения между субъектами оказания медицинской помощи. Тарифное регулирование должно быть основным инструментом выравнивания социальных условий для потребителей медицинских услуг. Жесткость рыночной оценки должна корректировать система коэффициентов. Как в части организации мед-услуг по территориальному признаку, так и по важности конкретных заболеваний.

Основная задача тарифной политики - обеспечить рентабельность, т.е. самостоятельное существование ЗО (конкретных ЛПУ).

В случае ДМС ЛПУ имеет право самостоятельно определять коэффициенты (набавки) к утвержденным тарифам.

6.3. Происходящее, порой произвольное регулирование отношений СМО в системе ОМС предполагает недобросовестную конкуренцию, в т.ч. с привлечением госорганов, имеющих возможность вмешательства в отношения между субъектами ОМС. В то же время юридически обоснованные механизмы контроля над СМО могли бы обеспечить более логичное и оправданное представления интересов Государства в СМО, занимающихся ОМС. Вариантом (возможно временного) вмешательства Государства в систему СМО могло бы быть (даже добровольное, в нынешней ситуации СМО на это пойдут) увеличение их уставного капитала через дополнительную эмиссию акций. Исключительной организационной формой СМО должно быть акционерное общество. Интересы Государства в таком случае могли бы быть обеспечены через представительство в советах директоров, обусловленное соответствующей долей в УК. В результате можно было бы провести безболезненное объединение мелких СМО.

При организации работы по личному, включая медицинское страхование, предпочтение должно отдаваться тем СМО, чей уставный капитал сформирован за счет средств "местных" акционеров. Нынешнее правовое положение действующих СМО (все они созданы в Свердловской области) подвергает их системному риску быть лишенными лицензии на право ведения ОМС, что фактически может освободить страховое поле для внешних страховых структур.

Необходимо:

- постоянный пересмотр ТП (территориальной программы) ОМС ;

- обеспечить работу схемы ОМС: гражданин - страхователь (предприятие или администрация, действующая по его поручению) - страховая медицинская организация, (как участник управления лечебным процессом) - ЛПУ;

- четко определить объем и перечень услуг по ОМС;

- все дополнительные, то есть не входящие в ТП ОМС и не подпадающие под бюджетное финансирование, медицинские и иные услуги, должны быть оплачены по линии добровольного медицинского страхования.

Оказание медицинской помощи в рамках финансирования бюджетом и ОМС должно ориентироваться на те патологии, развитие которых случайно, т.е. человек не мог этого предвидеть (предотвратить), в т.ч. в силу своего социального положения (возраст, дееспособность), и неоказание помощи по которым прямо ведет к тяжелым необратимым последствиям (обычно это острая патология, в медицине определяемая как неотложная).

6.3. Деятельность по ОМС должна носить некоммерческий характер. Поэтому деятельность юридических лиц, осуществляющих ОМС и ДМС должна быть законодательно разделена.

6.4. Необходимо решить с МинФином РФ, Росстрахнадзором вопрос о сочетании рискового и накопительного страхования в рамках одной программы, одних правил медицинского страхования. Исходя из специфики медицинского страхования, которое должно (может) быть расcчитано на пожизненное сопровождение и обеспечение интересов клиента.

Вовлечение работодателей в прозрачную и понятную им схему адресной социальной защиты своих работников будет произведено при том, что

"Требуется принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую вопросы налогообложения прибыли. В составе расходов предприятий должны учитываться экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, необходимые для ведения бизнеса ..." (4. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ)

Мы считаем, что в результате уменьшения роли Государства в организации социальной защиты не произойдет. Внимание Государства переместится в сторону надзора за установленными им правилами построения отношений. А структуры, занимающиеся финансированием ЗО (СМО) будут получать доход на экономической основе, в зависимости от эффективности своей работы.

Данный раздел также имеет смысл откомментировать частью пресс-конференции Президента:

ВОПРОС: … складывается впечатление, что Москва провозглашает реформы, а региональные власти не торопятся их реализовывать. Нет ли ощущения противодействия, а подчас даже саботажа со стороны региональных властей проводимым в стране реформам?

В.ПУТИН: … ведь мы принимаем, скажем, решения в области дебюрократизации. В отношении кого эти законы и решения действуют по дебюрократизации? В отношении огромного количества чиновников, работающих на местах. Конечно, эти люди по определению будут сопротивляться. Будь я на их месте, я бы тоже, наверное, доказывал, нашел бы кучу причин… это ожидаемое сопротивление, ничего необычного в этом нет. Правительство должно более последовательно и настойчиво осуществлять ту политику, которая провозглашается.

7. Компании, выполняющие работу по ОМС, должны обеспечить реальную финансовую поддержку отечественной фармацевтической промышленности и российским производителям медтехники, став для них основным системным инвестором.

Страховые медицинские компании, помимо своей основной функции - финансирования ЗО на конкурентной основе, могут и должны выступить в качестве инвестора-организатора отечественного производства медпрепаратов и медицинской техники, помочь преодолеть системный кризис в этой отрасли. Это позволит решить проблему Государственной безопасности в области обеспечения собственной базой производства и разработки медицинских препаратов.

Аналогично решается вопрос и об инвестициях в медицину как науку.

СМО являются как раз теми финансовыми структурами, которые ориентируясь на здоровье больного, институционально заинтересованы организовать и профинансировать производство препаратов с оптимальным соотношением "цена / качество", т.е. обеспечить сбыт для такого производства. Т.о. СМО, как никто другой, обладают реальными возможностями инвестора, хотя бы в виде гарантированного потребителя, что позволит отечественным производителям строить грамотную маркетинговую и финансовую политику. На которую у них сейчас нет ни средств, ни возможностей.

Лучшего интегратора, системного, институционального организатора и эксперта для медико-фармацевтической промышленности не найти.

"сам опыт организации нашей промышленности порочный. Мировой опыт демонстрирует преимущество другой структуры отрасли. Гиганты объединены со страховыми компаниями, которые контролируют деньги и знают, что выпускать, сколько, как." Ибо только заинтересованная в эффективном лечении структура может организовать финансирование разработок и производства тех медикаментов, которые реально нужны нашему здравоохранению, а значит будут пользоваться настоящим, а не искусственно придуманным спросом. Правильно же организованное взаимодействие СМО как с лечебными учреждениями, так и с производителями медтехники, медпрепаратов - обеспечивают и конкурентное преимущество СМО.

Для местного же производителя особенно важно, чтобы страховые медицинские компании были заинтересованы именно в нем. Что можно обеспечить только местным составом акционеров СМК.

М.Стародубцев.

Материал подготовлен Фондом "Территория" при поддержке СМО ЗАО "Мегус-АМТ".

г. Екатеринбург, 620146, а/я 162, т.42 88 26(36),
e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script , Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ;
www.ostrow.ru;

 

Пресс-релизы и официальные обращения:
Защита прав застрахованных
Охарактеризовать эту историю можно так: она показательна во всем. От перечня дефектов в диагностике и лечении, приведших к смерти 37-летнего монтажника из-под Нижнего Тагила, до беспомощности обычных граждан в попытке получить справедливую оценку произошедшего.
... Этот результат анонсировался ранее, см. «…теперь нам … в суде … осталось разобраться с тем, почему необходимая медицинская помощь не была оказана Елене по месту жительства».
Оставьте свой отзыв или вопрос в нашей гостевой книге и мы Вам ответим!
 Смотреть гостевую книгу
 
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель
Создание и продвижение сайта © ЕКА-Сайт, 2008