Социально-гуманистичесое движение «Берег»
Перейти на главную Карта сайта Обратная связь
Добро пожаловать!
20 Ноября 2019 г. 22:22

Уважаемый пользователь, рады приветствовать Вас на нашем сайте, наполняемом:

- Фондом реформирования социальной сферы «Территория»,
- Общественной организацией защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение»,
- Уральским региональным отделением Международного ИнститутаГуманитарно-политических исследований (http://www.igpi.ru/), и
- Ассоциацией региональных медицинских страховщиков (АРМС) "Территория".

Извините, если Вы не можете найти заинтересовавших Вас материалов, либо даты, обозначенные на них, не отвечают действительности, но у нас не получается поддерживать сайт в идеальном состоянии.

Наши партнеры
  ООО МС «Мегус-АМТ» (обязательное медицинское страхование)

Максим Стародубцев - исполнительный директор «Мегус-АМТ», представляет Ассоциацию региональных мед.страховщиков «Территория», УрО МИГПИ, Фонд содействия реформированию социальной сферы «Территория», Региональную общественную организацию по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» и еще целый ряд проектов, в общем-то, сочетающихся друг с другом

«Ассоциация региональных медицинских страховщиков «Территория»

ООО «Компания Остров» (правовая помощь в здравоохранении)

«Уральское отделение МИГПИ»


 
«Издание «БЕРЕГ»
Наши публикации:

Речь пойдет об уникальном социальном эксперименте, проводимом согласно правилам экономики, ориентированной на удовлетворение интересов потребителя. Способно ли, с одной стороны, современное российское общество пользоваться доступными каждому гражданину, вне зависимости от его социального положения, инструментами влияния на качество государственных социальных услуг, а, с другой, заинтересован ли властный административный аппарат в такой функции? Эксперимент проводится ООО Медицинского страхования «Мегус-АМТ» в рамках обязательного медицинского страхования.

Гос. дума приняла во втором чтении  закон о обязательном медицинском страховании. За него проголосовали 370 депутатов.

"Долой глобализацию!" ( Поддерживая крупные банки, власть душит малый бизнес.) 41 (661) от 10 ноября 2008. адрес www.dkvartal.ru/ magazines/ dk-ekb/ 2008/ n41/tribuna dolojj globalizaciju.

Когда соединяют слова «медицина» и «коррупция», подразумевают обычно прегрешения в бюджетной сфере вроде нечестных конкурсов на поставку лекарств или оборудования. Но такое понимание сводит глобальную проблему к «отдельным недостаткам»...

есть и более полный вариант этого текста: «Медицина и коррупция (причем мы и Комитет 101?)»

статья Вячеслава Игрунова, директора МИГПИ.», Читать подробнее...
 

Движение «БЕРЕГ»
Социально-гуманистичесое движение «Берег»
 
Территориальная программа 2012 — новое в правовом и экономическом регулировании бесплатной медицинской помощи в Свердловской области
   01.02.2012 г.
 

minzdravПрежде в Свердловской области по 2010 год включительно программа госгарантий в здравоохранении не выполнялась по финансовым нормативам, установленным на федеральном уровне. Мы на это не только регулярно указывали (см. В Свердловской области который год принимается дефицитная программа госгарантий, Аналитическая записка по проблемам фин.обеспечения Свердловской медицины, производные материалы в СМИ), но и в 2010г. понуждали Прокуратуру требовать от Свердловского Правительства устранить эти нарушения (Правительство выделило дополнительные средства на здравоохранение, Постановление от 02.08.2010 г. о увеличении финансирования Свердловской медицины).
Этот, 2012 — первый год, когда областные власти запланировали небольшое превышение федеральных финансовых минимумов, что, несомненно, стоит приветствовать (льстим себя надеждой, что в этом есть и наша заслуга).
Так, в 2012 году федеральными стандартами с учетом уральского коэффициента предписано обеспечить свердловчан медицинской помощью из расчета финансовых затрат на уровне не ниже 8 927 рублей на 1 человека, и Правительство области запланировало на выполнение территориальной программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее Терпрограмма) 10 017 рубля в расчете на каждого жителя. При этом внутри программы предусмотрено разделение медицинской помощи на предоставляемую за счет средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС) — 4 370,2 руб. на 1 жителя при федеральном нормативе — 4 798,3 рубля (т. е. все-таки мы видим дефицит по средствам ОМС) и за счет бюджетных средств — 5 647 руб. на 1 жителя (федеральный норматив — 4 128,9 рубля, существенное превышение).
В итоге Свердловская территориальная программа госгарантий в сфере здравоохранения впервые бездефицитна и утверждена на уровне 43 млрд руб. (для сравнения, в 2011 году — 36 млрд руб., в 2010 — 32 млрд руб.). Вместе с тем бездефицитность программы в целом достигнута благодаря значительному превышению, по сравнению с рекомендованной на федеральном уровне, доли средств бюджетов всех уровней в финансировании здравоохранения. Таким образом дефицит программы ОМС должен компенсироваться бюджетными вливаниями.

2010 — 2011 годы ознаменовались серьезными изменениями в нормативной базе здравоохранения страны. Законы «Об обязательном медицинском страховании...», «Об основах охраны здоровья граждан...» вносят коррективы в планирование, порядок и условия оказания медицинской помощи, предусмотренные территориальными программами регионов. Остановимся на отдельных положениях территориальной программы Свердловской области — новациях 2012 года.

Начнем с участников программы — медицинских организаций. Их число возросло незначительно, с 223 в 2011 году до 229 в 2012 году, в основном за счет частных клиник. Из участия в Терпрограмме, не смотря на существовавшие в прошлом году опасения о нерентабельности тарифов ОМС для частников, вышла лишь одна организация — лечебно-оздоровительный центр ОАО «Уральский электрохимический комбинат». Вошли же в Терпрограмму 12 клиник, расположенных преимущественно в Екатеринбурге:
НУЗ Дорожная стомат.поликлиника на станции «Свердловск-Сортировочный»
ООО «Стоматологический центр №32»
ЗАО «Медицинские технологии»
ООО МЦ «Доктор Плюс»
ООО «Фонд «Юнона»
ООО «Влади»
ОАО «Уралтрансмаш»
ООО «ЛДЦ международного института биологических систем — Екатеринбург»
ООО МЦ «ПрофМед»
ООО Стоматологический кабинет «Евродент»
ООО «Медицинская компания Клиника здоровья и красоты» (Н.Тагил)
ООО «Стоматология» (Н.Тура)

clinicСтруктуру частных клиник в 2012 году представляют 35 организаций, из них: ведомственные — 20 (7 системы РЖД и 13 в структуре промышленных предприятий), стоматологии — 7, узкоспециализированные клиники — 4, многопрофильные — 6. Все частные клиники, кроме одной (санаторий «Изоплит») участвуют в системе ОМС, то есть оплату оказанной ими медицинской помощи будут производить страховые медицинские компании. Вероятно, те частники, кто еще в прошлом году решился работать в системе ОМС, все-таки, нашли способ совместить привлечение средств клиента с обязательствами по оказанию бесплатного лечение. Насколько корректно — иной вопрос... Либо, есть и такая версия — получили особые, повышенные тарифы на свои услуги, доказав их технологичность и исключительность (это как раз к центру амбулаторного диализа!).
Доля бесплатной медицинской помощи, приходящейся на частные клиники, в 2011 составила 331 млн руб. На 2012 год запланировано трехкратное повышение доли участия в Терпрограмме частников — до 1 млрд 053 млн руб. Нужно отметить, что значительная часть этих средств запланирована для оплаты услуг трех клиник: ООО МО «Новая больница» (бывшая ЦГБ №33) — 234 млн руб., ЗАО «ЕЦ МНТК Микрохирургия глаза» - 244 млн руб., и допущенный к исполнению Терпрограммы в 2012 году ООО «Фонд «Юнона» (центр амбулаторного диализа) — 283 млн руб.

Если продолжать разговор о деньгах, то особый интерес представляют расходы на управление системой ОМС. Заявленные плановые затраты на административно-управленческий персонал территориального фонда ОМС повысились почти на треть — с 364 708 тыс.руб. (83 руб. на 1 жителя или 1,0 % от стоимости Терпрограммы) до 469 528 тыс.руб. (109,3 руб. на 1 жителя или 1,1 % от стоимости Терпрограммы). При этом затраты на административно-управленческий персонал страховых медицинских организаций понизились — с 346 917 тыс.руб. (79 руб. на 1 жителя или 1,0 % от стоимости Терпрограммы) до 334 930 тыс.руб. (77,9 руб. на 1 жителя или 0,8 % от стоимости Терпрограммы). Таким образом, несмотря на объявленную руководством фонда ОМС в 2012 году экономию на административно-управленческих расходах, она произошла избирательно — за счет страховщиков (см. офиц. сайт фонда ОМС: Сокращение расходов на ведение дела, СМИ: ТФОМС экономит: норматив расходов на ведение дела для медстраховщиков снизится на 0,2%, Как заработать и заставить всех себя ненавидеть..., наиболее подробно - «С Новым Годом!» Заметки о взаимоотношениях свердловских субъектов обязательного медицинского страхования в 2012г.): расходы на содержание территориального фонда ОМС повысились на 104,8 млн в год, а страховщиков понизились на 12 млн.

Теперь обратимся непосредственно к нуждам пациентов. В Терпрограмме-2012 появилось право на выбор врача и медицинской организации в соответствии с Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (п.11).

Впервые при определении нормативов финансовых затрат Терпрограммы (п. 18) учтен очень важный момент: закреплена средняя структура тарифа ОМС. Что это меняет в оказании медицинской помощи? Дело в том, что в системе ОМС страховщики оплачивают медицинскую помощь по утвержденным сверху тарифам ОМС. И если раньше статьи больничных затрат в составе тарифа не регламентировались, но существовала оговорка о том, что не входит в тариф (расходы на коммунальные услуги и содержание имущества, которые осуществляются за счет средств бюджета), то теперь в Терпрограмме перечислены статьи расходов, включенные в тариф ОМС, и их структура в зависимости от вида помощи (поликлиническая, стационарная и стационаро-замещающая помощь). Так, доля заработной платы без учета начислений не должна превышать 69,3% от тарифа для поликлинических служб и 60,1 % от тарифа в стационаре. На лекарства и питание пациентов необходимо направлять в среднем соответственно 16,6% и 5% от полученных больницей средств ОМС за услуги стационаров. Это очень важный момент, т. к. до 2012 года главные врачи стремились тратить все средства ОМС на заработную плату, в то время как расходы на лекарства и питание финансировались по остаточному принципу, и в некоторых территориях региона опускались до смехотворных величин (См., например, Официально).

Изменился порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи (МП) (Приложение 8 к Терпрограмме):
1. Уже существовавший принцип предоставления амбулаторной МП не по месту прописки, а по месту жительства официально дополнен, и теперь амбулаторная помощь «оказывается гражданам преимущественно по месту жительства, а также по месту пребывания». Но к нему появилась существенная оговорка: «прикрепление застрахованных граждан … осуществляется … с учетом ресурсных возможностей медицинской организации». Впрочем, когда мы встречались с отказом больницы о прикреплении со ссылкой на «отсутствие возможностей», было достаточно сделать запрос о существующих мощностях и объеме выполнения функций и вопрос обычно решался в пользу пациента.

2. Предусматривается оказание МП новорожденным детям по полису родителей «в период до оформления полиса ОМС», в то время как раньше требовался полис на ребенка начиная с 2-х месяцев.

3. С 2012 года допускается самозапись пациентов на прием.

4. Сохранены общие нормативные сроки и порядок предоставления МП, о которых население, порой, не догадывается, и введены специальные сроки по отдельным видам помощи:
  • «Время ожидания приема лечащего врача в поликлинике не должно превышать одного часа»;
  • Время нахождения больного в приемном покое при плановой госпитализации не должно превышать трех часов;
  • «Консультативно-диагностическая помощь в амбулаторно поликлинических учреждениях предоставляется ТОЛЬКО по направлению лечащего врача или другого врача-специалиста территориальной поликлиники с обязательным указанием цели консультации … период ожидания консультативного приема не должен превышать двух недель»
Исключение — федеральные медицинские организации. Там срок ожидания увеличен с двух недель до двух месяцев.

ВНИМАНИЕ!
Хотя формально сохраняется прежняя норма очередности на основные лабораторно-диагностические исследования (не более двух недель), очередность на исследования функциональной и лучевой диагностики (в т.ч. компьютерная и магнитно-резонансная томография) по-прежнему не должна превышать одного месяца, но теперь очередность на дорогостоящие диагностические исследования увеличена с одного до четырех (!!!) месяцев.

Фокус в том, что и в этом казусе мы усматриваем «наш след» (см. Две. Нет, три новости. Из Прокуратуры, по вакцинации и о самосуде над врачом). Дело в том, что в течение прошлого года мы неоднократно обращали внимание Прокуратуры (вплоть до генеральной) на нарушения сроков проведения диагностики посредством компьютерной и магнитно-резонансной томографии в Свердловской области, однако «прокуратура, вместо того, чтобы стоять на страже законности, т.е. опротестовать заведомо не выполняемые нормативные акты, либо потребовать больницы их выполнять, — вошла в положение главврачей, фактически высказывая консолидированное мнение с региональным Минздравом (о «непреодолимых ограничениях»). При этом ни тех, ни других не смущает такая «мелочь», как то, что за деньги нуждающийся в диагностике гражданин может получить обследование практически тут же. Максимум — через день. На оборудовании, купленном на бюджетные деньги, располагающимся в бюджетных учреждениям, с работниками, получающими зарплату из бюджета».
Таким образом Свердловский Минздрав, подстраховавшись от санкций надзорного органа за нарушение нормативных актов, выбрал наиболее простой путь уклониться от наших претензий — увеличил нормативные сроки ожидания. И, значит, от пациентов и их защитников теперь можно отмахнуться на законных основаниях. Справедливости ради стоит заметить, что объем финансирования запланированной на 2012 год специализированной высокотехнологичной МП увеличен вдвое: до 1 107 млн (с 570 млн в 2011 году), но этого явно недостаточно для удовлетворения потребностей населения в специализированной МП.

5. Если раньше лекарственные препараты, изделия мед.назначения и расходные материалы предоставлялись бесплатно согласно перечню лишь на стационарном этапе лечения, то теперь прямо предусмотрено, что они предоставляются для манипуляций и диагностики во время амбулаторного приема. Подчеркиваем, на гинекологический осмотр пациентки не должны приносить свои расходные материалы и инвентарь (что, вообще-то, подразумевалось и раньше, но не было нормативно закреплено! Короче, дорогие дамы, по-закону со своими перчатками к гинекологу можно не ходить!)

6. Небольшие изменения внесены в порядок оказания стационарной МП: теперь при поступлении в стационар другого города требуется направление от медицинской организации с места жительства. Ранее требовалось направление городских или районных органов управления здравоохранением. Установлено предельное время ожидания госпитализации пациентом в приемном покое — не более 3 часов. И если раньше в детский стационар разрешалось совместно размещать родителей детей до трех лет, то с 2012 года разрешено находиться родителям детей до четырех лет.

7.В порядке и условиях предоставления бесплатной МП на 2012 год появился интересный пункт: «В случае нарушения больничного режима пациент может быть выписан из стационара досрочно … при условии отсутствия угрозы для здоровья ...». Очевидно, нововведение связано с новым законодательством — в законе «Об основах охраны здоровья граждан впервые предусмотрены не только права, но и обязанности пациента (соблюдать режим лечения, «не дебоширить» и т. п.).

8.Впервые законодатель закрепил в Терпрограмме «Порядок реализации … права первоочередного оказания бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан». Решение о внеочередном оказании МП принимает врачебная комиссия, а при необходимости оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной МП, комиссия направляет пациента в соответствующие мед.учреждения для решения вопроса о внеочередном ее предоставлении.

Предусмотренный Терпрограммой перечень лекарств для бесплатного применения в стационарах расширен с 1611 до 1624 строк, изделий медназначения и расходных материалов — с 172 до 174 строк. Критерии доступности и качества бесплатной МП из 23 позиций дополнены двумя новыми: обеспеченность населения врачами и средним медперсоналом.

Впервые объемы медицинской помощи по Терпрограмме распределены не только по управленческим округам Свердловской области, но и конкретно по каждой медицинской организации и страховой компании. К сожалению, больше не приводится в Терпрограмме распределение объемов МП в натуральных величинах (посещениях и койко-днях). С закрепленными объемами в натуральном и денежном выражении можно ознакомиться на сайте территориального фонда ОМС. Так что же дает данное новшество? С одной стороны, четкое распределение медицинской помощи по видам и объемам за конкретными больницами позволит страховым медицинским компаниям отслеживать выполнение медиками установленных нормативов, а врачам быть уверенными в получении оплаты, с другой стороны неясно, как перераспределять средства в случае несоблюдения, а главное, - при непредвиденном превышении объемов лечебной помощи, например, в связи с эпидемической обстановкой.
Однако на информировании граждан все это не особо отразится, т. к. разобраться в подобной информации способны лишь профессионалы, да и то после кропотливой работы.
Также необходимо отметить, что для населения существенно важным было бы обнародование очередности на дорогостоящие или труднодоступные виды МП на сайте областных Минздрава и фонда ОМС, а еще лучше - самих медицинских организаций (например — в виде номера, известного самому пациенту). Отсутствие такой информации, а также умолчание в Терпрограмме о конкретном перечне «дорогостоящих» диагностических исследований способствует нарушению прав граждан, выдавливая пациентов государственных и муниципальных учреждений в коммерческий сектор медицинских услуг.

vrachВообще проблема платности гарантированного государством, то есть де-юре бесплатного здравоохранения давно назрела и перезрела. Ведь зачастую пациенты государственного и муниципального здравоохранения твердо уверены, что никакой бесплатной медицины у нас нет. И отчасти они правы.
Дело в том, что государство гарантирует бесплатную медпомощь только в объемах медико-экономических стандартов. Между тем, эти стандарты (многие из них не менялись с 1995 года) не предусматривают современных способов и методов лечения и диагностики, которые таким образом уводятся в платный сектор медуслуг. Однако сама жизнь вынуждает пациентов обращаться именно за такой медициной и, соответственно, платить, платить и платить.
Современные методы диагностики высокоинформативны, что в разы сокращает «хождение пациента по мукам», то бишь по очередям. Современные методы диагностики и лечения малотравматичны, что позволяет пациенту выйти на работу уже на следующий день даже после хирургических вмешательств, в отличие от методов, включенных в медико-экономические стандарты и влекущих длительную нетрудоспособность, неприемлемую для многих работодателей.
При этом все необходимые ресурсы для оказания такой помощи во многих медицинских организациях, как показывает практика, уже имеются, но используются они по большей части на коммерческой основе, причем формально законно – со ссылкой на медико-экономический стандарт. Для наглядности приведем пример. «Вы хотите небольшой надрез, чтобы не осталось рубца на пол-живота? За проведение операции лапароскопическим методом придется заплатить. Ах, у вас полис ОМС? Да, он действует, но в стандарт входит только традиционное хирургическое вмешательство. Так что выбирайте!» - знакомая ситуация? К сожалению, не все главные врачи придерживаются принципа «оказывать медицинскую услугу на том уровне, который позволяют обеспечить ресурсные возможности больницы», т. е. с применением современного оборудования и технологий, имеющихся в распоряжении врачей. Есть и те, которые зарабатывают честно — на сервисных услугах. Но многие, зная о лазейке в законодательстве, активно ею пользуются. Поэтому пациенты, не сведущие в своих правах или не имеющие толстого кошелька, все чаще остаются в проигрыше.

Тем не менее проблема информированности пациента, на наш взгляд, не менее актуальна, чем проблема недофинансирования здравоохранения или пробелы в законодательстве. Если застрахованные по ОМС граждане (а это все граждане региона, включая приезжих, за исключением людей в погонах) будут информированы и начнут требовать от людей в белых халатах соблюдения своих прав, и кстати, территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в 2012 году значительно повысила их финансовое наполнение, то качество бесплатной помощи на Урале должно постепенно улучшиться. А помочь в этом населению в соответствии с новыми законами «Об обязательном медицинском страховании...» и «Об основах охраны здоровья граждан...» призваны медицинские страховые организации и общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья.

Материал подготовлен Кропотиной В.В.
при участии Пестовой Е.Н., Ушковой Е.И. и Стародубцева М.А.

 
 

Пресс-релизы и официальные обращения:
Защита прав застрахованных
Охарактеризовать эту историю можно так: она показательна во всем. От перечня дефектов в диагностике и лечении, приведших к смерти 37-летнего монтажника из-под Нижнего Тагила, до беспомощности обычных граждан в попытке получить справедливую оценку произошедшего.
... Этот результат анонсировался ранее, см. «…теперь нам … в суде … осталось разобраться с тем, почему необходимая медицинская помощь не была оказана Елене по месту жительства».
Оставьте свой отзыв или вопрос в нашей гостевой книге и мы Вам ответим!
 Смотреть гостевую книгу
 
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель
Создание и продвижение сайта © ЕКА-Сайт, 2008